Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя Средняя общеобразовательная школа №49

Адрес299058, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, ул. Бориса Михайлова, дом 9

Контакты администрации +7(8692)42-60-35 gboushkola49@sev.gov.ru

Русский язык

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий    останется прежним. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельной работы. Прошу присылать ответы на  задания  на мой адрес электронной почты nimetsludmila@gmail.com. Чтобы ответы не потерялись, указывайте свою фамилию и класс.  

 

 

 06. 04. Склонение дробных числительных. Склонение собирательных числительных. Прочитать §§ 15, 16. выучить правила. выполнить упражнения 106, 111.

07. 04. Порядковые имена числительные. §§16 (повторить), 17. Правила выучить. выполнить упражнение 117.

08. 04. Наречие.  Разряды наречий по значению. §19, 20. Прочитать, выучить правила, выполнить упражнение 150.

09. 04 Степени сравнения наречий. Правописание наречий. §§ 22,23. Правила выучить. выполнить упражнение 182.

10. 04. Внеурочное занятие по русскому языку.  1. Составить таблицу. заполнить её не менее 6 примерами

Целые числительные

Дробные числительные

Собирательные числительные

 

 

 

2. составить 2- 3 сложных предложения с числительными 11, 13, 18, 15, 30, 14, 19, 16, 20, 17.

3. Выписать слова по группам: с Ь на конце/ в середине/ Ь не употребляется: пис..мо, восем.., девят.., девят..надцат.., умен..шить, кон..чит, степ.., тон..ше, смен..щик, смен..щик, прос..ба, булоч..ная  (вместо точек поставить, где нужно Ь).

4. Составить 3 сложных предложения с сочетаниями собирательного существительного и существительного: двое ребят, трое суток, часов, четверо брюк, лосят, пятеро медвежат, трое ножниц, обе подруги, с обоими мальчиками.

13. 04.  Степени сравнения порядковых числительных. § 21. Повторить правила. выполнить упражнение 161 (1).

14. 04. Правописание наречий. §23,  выполнить упражнения 183, 184.

15.04 Правописание наречий. §23, повторить § 5. Выполнить морфологический разбор наречий.

16.04. Дефисное написание наречий. §24, Повторить §9.  Правила выучить. выполнить упражнение 186.

17. 04. Внеурочное занятие по русскому языку. 1.Повторить порядковые числительные. 2. Записать данные порядковые числительные и прилагательные вместе с существительными в указанных падежах: плавательный бассейн (в тв.п и п.п), тридцатая секунда (в тв.п и п.п), двадцать пятый километр (тв.п. и п.п.), гаревая дорожка (в.п. и п.п.). 3. Выписать числительные, объяснить правила 8 Марта (с праздником), 23 февраля (ко дню), 1 Мая (знаменательной дате). 4. Доказать, в каком стиле написан текст (в каком из 2 примеров) и какой вид связи чаще используется  (  I.   Объявление. В понедельник, 22.02., в актовом зале состоится заседание совета по самоуправлению, посвящённое Дню Защитника Отечества. Начало заседания в 19.00.  Совет по самоуправлению. II.   В понедельник, 22 февраля, в актовом зале состоится заседание совета по самоуправлению, посвящённое Дню Защитника Отечества. Начало заседания в девятнадцать часов.  Совет по самоуправлению). 5. Выполнить морфологический разбор числительного из предложения "Петя выучил пятнадцать английских слов".

20. 04.  Дефисное написание наречий.  Повторить §10. Прочитать материал § 24, правила выучить, выполнить упражнения 187, 188.

21.04.Дефисное написание наречий.  Прочитать материал § 24.  Выполнить упражнение 193 (1- 5). повторить §14.

22.04. Правописание НЕ с наречиями на -О (-Е).      Прочитать материал §25, выполнить (устно) упражнение 194, письменно упражнение 197. Можно посмотреть видеоурок на эту тему по ссылке: videouroki/6-klass…s-narechijami

23. 04. Правописание НЕ с наречиями на -О (-Е).  §25, письменно выполнить упражнение 198.  Повторить способы образования имён существительных, план морфологического разбора имени существительного.

24.04 Внеурочное занятие по русскому языку.     Задание 1. Записать словосочетания, выписав сначала те, в которых наречия обозначают причину, меру и степень действия, затем все остальные. Над наречиями надписать вопросы, на которые они отвечают.   Задание 2. Составить предложения со словосочетанием, которое можно использовать при описании походки человека: присутствовать иногда, тотчас явиться, к..снуться невзначай, разг..раться медле(н/нн)о,  (не)разобрать спросонья, обидеть сгоряча, размашисто шагать, трижды пытаться, очень волноваться, гулять дотемна, произрастать издавна, расположиться вблизи, остановиться здесь, наткнуться сослепу, разорвать назло, мало трен..роваться, увеличить нагрузку вдвое, слегка изменить, слишком запустить болезнь, совершенно выздороветь, сломать нарочно, много сделать.   Задание 3.  Составить небольшой текст на одну из тем ( по выбору): "Весенний день", "В лесу", "В парке весной", используя наречия теперь, здесь, кое- где, где- то, зачем и другие для связи предложений.

27. 04. Правописание НЕ и НИ в отрицательных наречиях. §26; упражнения 200, 201. Повторить материал §§ 8, 9.

28. 04. Правописание НЕ и НИ в отрицательных наречиях. §26; упражнения 202, 203.  Повторить материал §§5, 14.

29. 04.  §27. Буквы  Н и НН в наречиях,образованных от прилагательных.  Посмотреть и послушать материал можно по ссылке:  https://vk.com/video5179034_171456807  выполнить упражнение 206.  Повторить  правописание Н и  НН  в суффиксах прилагательных.

30. 04. § 28.  Буквы О, Е (Ё) на конце наречий после шипящих; выучить правило на стр. 153, выполнить задания:

Задание № 1. К данным словам подберите и запишите однокоренные наречия с суффиксом -о(-е). Обозначьте суффиксы наречий.

Свежий, похожий, бесстыжий, неуклюжий, певучий, могучий, тягучий, скрипучий, горячий, кричащий, зовущий, трепещущий, подобающий, увещевающий, вызывающий, исчерпывающий, захватывающий, располагающий.

Задание№ 2. Спишите, обозначая условия выбора букв -о(-е) после шипящих 

Изнуряющ.., кипуч.., хорош.., пугающ.., вопрошающ.., пронизывающ.., изнемогающ..,  подбадривающ.., испытующ.., ослепляющ.., дремуч.., раздражающ.., подкупающ.., негодующ.., усыпляющ..., рычаж…к, камеш…к, плюш…вый, свеж…, горяч…, волнующ…, чуж…й, зловещ…, ещ…, реч…нка, певуч…, бельч…нок, блестящ…, ш…рох, снеж…чек, крыж…вник, каш...й, ч…рный,

06. 05.  Буквы О, А на конце наречий. § 29, стр. 154- 155 (выучить правило). выполнить упражнения 217, 218. повторить правописание НЕ с различными частями речи, привести по 2 примера на каждое правило.

07. 05.  Ь на конце наречий после шипящих. §30 (правило выучить). Выполнить упражнения 220, 221. Повторить правила написания Ь после шипящих у разных частей речи.

08. 05.  Повторение по теме "Наречие".  "Словарный диктант" (стр. 159), "Проверяем себя" (1, 2), задание к тексту (№ 3 на стр. 161 - заполнить таблицу).

Внеурочное занятие по русскому языку.  1.  Прочитайте диалог, выполните задания, ответьте ена вопросы

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика 6 класса:

В каком классе ты учишься, молодой человек?

   - В шестом «Бы»

- Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

- Нормально.. Жутко дружно, ужасно весело.

- Жутко дружно? Ужасно весело?

- А учитесь-то хорошо?

- Нормально… Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

- Нормально.. В пух и прах хвалит..Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. 

 Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чем ошибки? Исправьте их.  Как называется одним словом выражение «в пух и прах».Объясните его значение , подобрав к нему синонимы.

2. Попробуйте сами заменить наречия фразеологизмами:

Медленно- 

Быстро – 

Много – 

Мало – 

12. 05. Употребление наречий в речи. §31, упр.225 (стр. 136), упр. 227 (стр. 165)

13. 05. Повторение изученного. Выполнить упражнение 238 (все задания), "словарный диктант" (стр. 171).

14. 05. Повторение.  Упр. 249, стр 181. 

15. 05. Запишите текст, вставьте пропущенные буквы, выполните дополнительные задания:

В этом старом доме никогда не зап…рается форточка, и кот Василий проб…рается через неё на улицу. Он давно прол…жил себе эту дорожку и бл…стяще выск…кивает из окна, не трогая цветочные р…сточки. Кот выр…с в этом доме, здесь все чувствуют к нему распол…жение, а он считает себя р…вноправным членом семьи. Любит, когда называют Васенькой. Тогда он изменяет пол…жение лап, вск…кивает на стул и к…сается мордочкой руки. Шерсть его бл…стит, глаза г…рят, кот зам…рает от радости и удовольствия. Ночью кот заб…рается в самые ужасные места, а утром, когда з…рево от восходящего солнца освещает дом, Вася приходит спать.

-Определите тему, основную мысль.

-Определите тип текста и запишите Выполните синтаксический разбор первого предложения.

Внеурочное занятие по русскому языку

Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью. Подчеркните грамматическую основу, выделите обращения.

1. Царь ты наш отец народа возглашает воевода.

2. Что такое господа говорит Дадон, зевая.

3. Здравствуй красная девица, - говорит он, - будь царица.

4. Приплыла к нему рыбка спросила Чего тебе надобно старче?

5. Ей с поклоном старик отвечает Смилуйся государыня рыбка!

Орфоэпический диктант. В данных словах расставить ударения.   Алфавит, договор, торты, звонит, красивее, жалюзи*, паралич, завидно, баловать, кухонный, фарфор*, искра, начал, поняла, каталог*, квартал.

Вставьте пропущенные буквы. К словам с безударными гласными подберите проверочные слова. Прож…вать ___________в городе - прож…вать ___________ пищу;  св…ла ___________ гнездышко - св…ла ___________ по ступенькам;  сл…зать ___________ с крыши - сл…зать ___________сметану;  отв…рить ___________ дверь - отв…рить ___________картофель;  прим…рить ___________ врагов - прим…рять ___________ костюм.

Синтаксическая пятиминутка. В предложениях подчеркнуть грамматическую основу, составить схемы.

Гроза прошла, и скоро опять засияло солнце. Солнце бросает теплые лучи и оживляет окрестность. В саду прошумел дождь1, и я долго прислушивался2 к мелодичному шелесту капель. Незаметно подошла весна, и на березах распустились клейкие листочки. Когда наступает август, в окрестных лесах появляется много грибов.

18. 05.  Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы
Замоч…к, письм…цо, солом…нка, монаш…нка, полос…нька, хорош…нький,
луж…ца, владел…ца, грузч…к, разносч…к, помощн…к, за…нька, строень…це,
плать…це, лис…нька, топл…во, жар…во, переводч…к, вкладч…к, докладч…к,
рассказ…ц, дружоч…к, подароч…к, милост…вый государь, правд…вый человек,
заботл…вый мальчик, черкес…кий обычай, одес…кий порт, матрос…кий бушлат.

Спишите, расставьте знаки препинания.    Весна самое радос?ное, самое м…лодое время года. Уход…т снега вглубь з…мли руч…и подталкивают и уг…няют л?динки. Пр…рода ож…вает у нас на глазах каждый день сулит нов…е открытия. Пр…пущенное сегодня уже не? повторится завтра. Ещ… вчера стоял х…лодный день, с ле…кими утренними з…морозками, а сегодня все изм…нилось. Холодную, тёмную почву обл…вает п…ток золотых солнеч?ных лучей. Солнце ходит уже высоко. Над цветами жужжат первые, самые смелые шмели. 

19. 05.

Спишите, вставляя пропущенные бкувы, раскрывая скобки.

Хорошо летом  З…лотые лучи со?нца щедро л…ются на землю. Г…лубой ленточ?кой уб…гает вдаль р…ка. Лес стоит в праз…ничном, летн…м убранстве. Цветы — лиловые ж…лтые г…лубые разбр…лись по п…лянкам опушкам. Летней п…рой случают?ся всяк…е ч…деса. Ст…ит лес в з…лёном н…ряде, под н…гами – зелёная травушка-муравушка, сплошь усыпанная р…сой. Но что это Ещ(о,ё) вчера на этой полянке н…чего не? было, а се…одня она сплошь усеяна мален…кими, красными, словно драгоце(н,нн)ыми, кам…шками. Это яго…ка земляника. Разве это не чудо

Пыхтит, радуясь вкус?ной провизии, ёж. Ё… – он всеяден. Поэтому для него н…ступили славные д…нёчки. Да и для других ж…вотных тоже. Ликует всё ж…вое. Птиц… радос?но заливают?ся, они сейчас у себя на родине. Им пока не надо спешить в дальние, тёплые края они наслаждают?ся тёплыми солнеч?ными днями. Лето любят дети и взрослые. За длинные, солнечные дни и короткие тёплые ночи. За богатый урожай летнего сада. За щедрые поля полные ржи пшеницы. Всё живое летом поёт и торжествует.

2.Выполните морфологический разбор выделенных слов.

3.Выполнить разбор по составу следующих слов: ЗОЛОТЫЕ, ПЫХТИТ, ТРАВУШКА.

20. 05.  Замените фразеологизмы одним словом

А) Точить лясы, молоть языком, разводить узоры, чесать зубы — ....

Б) Стереть с лица земли, камня на камне не оставить, сравнять с землёй, разнести в щепки — ....

В) Прикусить язык, проглотить язык, набрать в рот воды, застегнуть рот на замок — ....

Г) Петь дифирамбы, курить фимиам, возносить до небес, поднимать на щит, петь панегирик — ....

Д) Намотать на ус, завязать на память узелок, зарубить себе на носу — ....

Е) Лить слёзы, разводить нюни, реветь белугой, пускать слезу — ...

Ж) Класть зубы на полку, щёлкать зубами, питаться воздухом, питаться манной небесной —

Слова для справок: болтать, голодать, хвалить, запомнить, уничтожить, замолчать, плакать.

Занимательные задания:
2. Отгадайте слова, заменяя в подсказке первую букву:
 
1) Езда; она нужна для управления лошадью.
2) Ворс; сладкий напиток.
3) Дочь; тёмная после дня.
4) Ел; лежит на дне озера.
5) Капля; весь день стоит в болоте на одной ноге.
6) Тихо; лесной дух, чудище.
Кто эти животные?
Лёзок, кута, дашоль, лёсо, оварко, сугь, путех, цурика, воца, азок.
 
Каждое предложение содержит по два синонима. Укажите, какой из синонимов
употреблен для уточнения.
1. Лошадь, старая разбитая кляча, вся в мыле, стояла как вкопанная.  (А. М. Горький.) 2. Ах ты, конь мой, конь, лошадь добрая. 3. Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница. (Ф. М. Достоевский.) 4. Одет он был в довольно ветхое, старенькое пальтишко, «из которого уродливо вырос». (Ф. М. Достоевский.) 5. У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею
(А. П.. Чехов.)