Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя Средняя общеобразовательная школа №49

Адрес299058, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, ул. Бориса Михайлова, дом 9

Контакты администрации +7(8692)42-60-35 gboushkola49@sev.gov.ru

Родная литература

Уважаемые ученики 7-б класса и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Однако форма занятий родной русской литературой не изменила целей: наблюдаем динамику формирования, развития содержания и формы великой русской литературы от древности до наших дней. Ответы в объеме 2-5 предложений отправляйте на электронную почту учителя anteyka@bk.ru

Ответы жду по пятницам, в день проведения занятий, то есть один раз в неделю. Кроме развернутых связных ответов, возможны и другие формы выполнения домашних заданий. Главное - вдумчивое чтение произведений.

Наше занятие посвящено творчеству великого русского ученого, лингвиста М.В.Ломоносова. Вы уже читали его оды, знаете, как ратовал Михаил Васильевич за образование, как верил в силу науки, разума. Известно ли вам, что М.В.Ломоносов переложил на язык поэзии 50 псалмов. А псалом - жанр библейский. Что же побудило ученого - грамматиста, естественника обратиться к псалмам? Прежде всего, используя Интернет-ресурс, уточните значение слова "Псалм" ("псалом") Затем прочитайте переложение псалма и ответьте письменно на вопросы: Что напоминает вам псалом, переложенный  Ломоносовым на язык поэзии? Какие строчки вы хотели бы выучить и почему?

Перспектива: развитие традиций и жанров русской литературы, творчество Сумарокова. Пагубные страсти в "Маленьких трагедиях" А.С.Пушкина. Сатирическая направленность русской литературы 19 века. Фантастические элементы в повести Н.В.Гоголя "Нос". Из русской литературы 20 века. 

Занятие № 6. Рассказ Всеволода Гаршина "Сигнал". Из русской литературы 20 века. А.Аверченко "Страшный мальчик"

24.04.2020

http://az.lib.ru/g/garshin_w_m/text_0190.shtml

Прочитайте рассказ Всеволода Гаршина "Сигнал".  Какова тема рассказа?  Хороши или плохи главные герои? Какие заветные мысли  хотел высказать Гаршин в этом произведении? 

Читать далее

Занятие № 5. Сатирическая направленность русской литературы. Н.В.Гоголь "Нос" 

24.04.2020

Для просмотрового чтения. https://www.youtube.com/watch?v=xP_l2QBeU2g 

Перербург 19 века. "Бедный цирюльник нашел в хлебе ...нос". Что же это значит? Возможно ли? Первое чтение беспристрастное, холодное, отвлеченное. Ничему не удивляйтесь. Перейдите по ссылке и прочитайте эту удивительную повесть.  События только  начинаются. Читайте дальше!

Читать далее

Занятие № 4. А.С.Пушкин "Скупой рыцарь" Проблемы пагубных страстей. "Ужасный век! Ужасные сердца!"

17.04.2020

На предыдущем занятии мы начали разговор о традициях русской литературы, о гуманизме. В 30-х годах 19 века А.С.Пушкин задумался о страстях, которые движут людьми, определяют их поступки. Страсть - сильнейшая эмоция. страсти бывают высокими, благородными. Страсти бывают пагубными - губят душу и тело человека. Читайте дальше!

Занятие № 3. Традиции, тематика, жанры русской литературы 18 века. 

17.04.2020

Для просмотрового чтения.  Русская классическая литература XIX века внесла большой вклад в мировую культуру. Великие русские писатели подходили   к постановке и освещению сложных проблем человеческой личности, общества, бытия с позиций человеколюбия.  Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Островский обратили внимание на сложность отношений человека с обществом и пришли к выводу о непреходящей ценности духовных традиций.

     Представления о добре и зле, правде и лжи, о предназначении человека и государства должны были, по замыслу писателей , стать нравственной основой современного им общества. Писатели-реалисты XIX века стремились пробудить в читателе желание изменить существующий порядок вещей и стать лучше, чище, добрее и справедливее. Эти идеи получили свое развитие и в русской литературе конца 19 -  - начала и середины 20 веков. Равитие русской литературы - процесс сложный. Начнем наблюдения. Читать далее

Читать далее

Занятие № 2 Эпиграммы А.П.Сумарокова. Для просмотрового чтения

10.04.2020

Александр Петрович Сумароков – русский поэт и драматург XVIII века, первый профессиональный писатель-дворянин в русской литературе, один из самых ярких представителей классицизма, реформатор русской литературы, директор Российского театра в Петербурге, автор первых трагедий и комедий.

Он был одним из основателей и первым директором первого постоянно действующего русского театра. 

Он создал 9 трагедий и 12 комедий, около 400 басен. А также был талантливым публицистом, критиком, теоретиком литературы, журналистом. Еще более он прославился как драматург, автор трагедий и комедий, которые, по существу, составили основу репертуара русского театра во второй половине XVIII века. Как поэт, Сумароков разрабатывал почти все стихотворные жанры: оды, баллады, мадригалы, сатиры, притчи, эпиграммы, эпитафии, пародии и другие. Особенно знамениты были его сатирические басни и любовные песни, которые пользовались большой популярностью у самых широких кругов читателей. 

Читать далее

Занятие 1. Святой Ефрем Сирин так писал о псалмах:  Псалом – безопасность младенцев.Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Что же такое псалом у Ломоносова?

10.04.2020

Преложение псалма 26

Господь – Спаситель мне и свет:
Кого я убоюся?
Господь Сам жизнь мою блюдет:
Кого я устрашуся?

Хоть полк против меня восстань:
Но я не ужасаюсь.
Пускай враги воздвигнут брань:
На Бога полагаюсь.

Я только от Творца прошу,
Чтоб в храм Его вселиться;
И больше в свете не ищу,
Как в оном веселиться.

Услыши, Господи, мой глас,
Когда к Тебе взываю,
И сохрани на всякой час:
К Тебе я прибегаю.

Ко свету Твоего лица
Вперяю взор душевный
И от всещедрого Творца
Приемлю луч вседневный.

От грешного меня раба,
Творец, не отвратися;
Да взыдет пред Тебя мольба,
И в гневе укротися.

Настави, Господи, на путь
Святым Твоим законом,
Чтоб враг не мог поколебнуть
Крепящегося в оном.

Меня в сей жизни не отдай
Душам людей безбожных,
Твоей десницей покрывай
От клеветаний ложных.

Я чаю видеть на земли
Всевышнего щедроты
И не лишиться николи
Владычния доброты.

Ты, сердце, духом укрепись,
О Господе мужайся,
И бедствием не колеблись,
На Бога полагайся.

Между 1743 и началом 1751