Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя Средняя общеобразовательная школа №49

Адрес299058, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, ул. Бориса Михайлова, дом 9

Контакты администрации +7(8692)42-60-35 gboushkola49@sev.gov.ru

Родная литература

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий по родной русской литературе останется прежним: четверг. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельной работы. Прошу присылать ответы на  задания  на мой адрес электронной почты ludmila.ku4ina@yandex.ru. Чтобы работа не потерялась, указывайте в теме письма класс и Фамилию ученика. 

09.04. Тема урока: "К.Д.Воробьев. Очерк жизни и творчества. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе "Настя".

Познакомиться с жизнью и творчеством К. Воробьёва (сделать это можно здесь: 1. Константин Воробьев электронный фотоальбом youtube.com. или здесь

2. http://gorenka.org/index.php/zemlyaki/1256-vorobjov-konstantin-dmitrievich

3. https://fb.ru/article/159427/konstantin-vorobev-pisatel-luchshie-knigi-konstantina-vorobeva )

  Прочитать рассказ К. Д. Воробьёва "Настя". (можно здесь gorenka.org)  Ответить (письменно)  на вопросы: 1. О чем этот рассказ? 2. Какова главная мысль рассказа «Настя»? Что хотел донести до нас автор? 3. Какой нехороший поступок совершила Настя? Как вы думаете, почему она так поступила? 4. Что помогает человеку быть добрым?

 Родная земля в произведениях   Н. М. Рубцова, С. А. Есенина, А. А. Блока Прочитать стихотворения.

16. 04. Познакомиться с жизнью и творчеством В. А. Солоухина. Ответить на вопросы. 

1. 

В каком году родился Владимир Солоухин?

2. 

Каким ребенком в семье был Солоухин?

3. 

Какое учебное заведение окончил Солоухин в 1951 году?

4. 

Членом редколлегии какого журнала был Солоухин?

5. 

Основная тема творчества Солоухина.

6. 

Представителем какого направления в русской литературе был Солоухин?

7. 

В каком журнале была опубликована автобиографическая повесть «Приговор»?
Прочитать стихотворение "Букет", ответить (письменно) на вопрос: Почему этот букет поэт считает настоящим, правдивым?

Я их как собирал?
Колокольчик чтоб был к колокольчику,
Василек к васильку
И ромашка к ромашке была.
Мне казалось, что будет красивей букет,
Если только одни васильки,
Или только одни колокольчики,
Или только ромашки одни
Соберутся головка к головке.
Можно стебли подрезать и в воду поставить в стакан.

Постепенно я понял,
Что разных цветов сочетанье
(Ярко-желтого с белым,
Василькового с белым и желтым,
Голубого с лиловым,
Лилового с чуть розоватым)
Может сделаться праздником летних полуденных красок,
Может сделаться радостью. Надо немного условий:
Просто капельку вкуса
Или, может быть, капельку зренья —
И букет обеспечен. Хватает в июне цветов!
Так я их собирал. Но
(Во всем виновата незрелость)
Я наивно считал,
Что простые, невзрачные травы
(Это кажется нам, будто травы бывают невзрачны)
Недостойны приблизиться
К чистым, отборным и ясным,
Собираемым мною в букет, удостоенным чести цветам.
Обходил я пырей,
Обходил я глухую крапиву,
«Лисий хвост» обходил, и овсюг, и осот полевой,
И пушицу,
И колючий,
Полыхающий пламенем ярым,
Безобразный, бездарный татарник.
Им, конечно, хотелось. А я говорил с укоризной:
«Ну, куда вы?
Вот ты, щавеля лопоухого стебель,
Полюбуйсь на себя, ну куда ты годишься?
Разве сор подметать?
Ну, допустим, тебя я сорву…»
И затем,
Чтоб совсем уж растение это унизить,
Я сорвал
И приставил метельчатый стебель к букету,
Чтобы вместе со мной все цветы на лугу посмеялись
Сочетанью ужасному розовой «раковой шейки»
И нелепой метелки.
Но…
Не смеялся никто.
Даже больше того (что цветы!), я и сам не смеялся.
Я увидел, как ожил, как вдруг засветился букет,
Как ему не хватало
Некрасивого, в сущности, длинного, грубого стебля.
Я крапиву сорвал,
Я приставил к букету крапиву!
И — о чудо!— зеленая, мощная сочность крапивы
Озарила цветы.
А ее грубоватая сила
Оттенила всю нежность соседки ее незабудки,
Показала всю слабость малиновой тихой гвоздички,
Подчеркнула всю тонкость, всю розовость «раковой шейки».
Стебли ржи я срывал, чтоб торчали они из букета!
И татарник срывал, чтоб симметрию к черту разрушить!
И былинник срывал, чтобы мощи косматой добавить!
И поставил в кувшин,
И водой окатил из колодца,
Чтобы влага дрожала, как после дождя проливного,
Так впервые я создал
Настоящий,
Правдивый букет.

 Прочитать рассказ В. Солоухина "Мститель", ответить на вопрос: Почему рассказ так называется? Прочитать рассказы Е. И. Носова  «Тридцать зёрен», «Покормите птиц».  Назовите тему и идею этих произведений. 

23. 04.   Д. С. Лихачёв «Земля родная». Размышления о главных  нравственных законах жизни     В. М.  Песков. Образ России в очерках. Защита проектов  по  теме    «Образ Родины в произведениях  русской литературы. Прочитать очерки, подготовиться к защите проектов.