Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя Средняя общеобразовательная школа №49

Адрес299058, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, ул. Бориса Михайлова, дом 9

Контакты администрации +7(8692)42-60-35 gboushkola49@sev.gov.ru

Русский язык

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий по русскому языку останется прежним: Понедельник, среда, четверг, пятница.. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельной работы. Прошу присылать ответы на  задания  на мой адрес электронной почты ludmila.ku4ina@yandex.ru. Чтобы работа не потерялась, указывайте в теме письма класс и Фамилию ученика. 

 

 

06. 04.  Союзы и союзные слова.  Морфологический разбор союзов.

07. 04. Индивидуальное обучение  §35, упр 323

08. 04. Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.  Их отличие от местоимений и наречий.

09. 04. Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.

10. 04.  Повторение темы "Союз"

13. 04. Проверочная работа по теме. 

14. 04. Индивидуальное обучение  §37, 38, упр 343

15. 04. Частица как служебная часть речи.

16 .04. Разряды частиц. 

17. 04.  Отрицательные частицы НЕ и НИ. Морфологический разбор частицы.

Не забывайте отправлять свои работы! Если появляются вопросы - задавайте.

20. 04.  Правописание частиц НЕ и НИ § 39, упр.351, выполнить работу на сайте ЯКласс.

21. 04. Индивидуальное обучение  §39, упр. 352

22. 04. Употребление частиц в речи.  Прочитать материал §40; выполнить задания  на стр 255 (1- 4 устно, 5, 6- письменно), упр.1 (задания 1- 9 письменно)

23. 04.  Правописание частиц НЕ и НИ.  Употребление частиц в речи. 

Основные случаи употребления частиц не и ни в сходных синтаксических позициях отражены в таблице.

не

ни

  1. Для выражения отрицания: кто не знает цену времени, самому себе цены не знает.

Из предложения частицу нельзя убрать, поскольку смысл при этом изменится на противоположный.

 

  1. Для усиления отрицания; употребляется там, где есть или подразумевается отрицательное сказуемое: На небе ни звездочки не видно.

Частицу можно опустить или заменить на И, ДАЖЕ.

 

  1. В самостоятельных восклицательных или вопросительных предложениях для усиления утверждения: Где только не побывал наш путешественник!

 

По структуре такие предложения являются простыми (или являются частями сложносочиненного предложения), либо глагол с отрицанием находится в главной части сложноподчиненного предложения; интонация в таких предложениях восклицательная или вопросительная (в конце предложения имеется ! или ?)

2. В придаточном предложении усилительно-обобщающего характера (часто со значением уступки) для усиления утверждения: Где ни бывал наш путешественник, он везде встречал радушный прием.

Используется в придаточной части сложноподчиненного предложения, поэтому не может быть употреблено самостоятельно, допускает замену союзов (ХОТЯ (И), НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО); интонация всегда повествовательная.

3. В конструкции с глаголом «мочь» и двойным отрицанием утверждается, что это действие производится: Он не мог не есть, не пить. В данном случае при проверке следует удалить двойное не (= ел и пил).

3. В конструкции с глаголом «мочь с предшествующим отрицанием» и повторяющимся усилительным НИ утверждается, что действие невозможно совершить: Он не мог ни есть, ни пить (= не пил и не ел).

 

Различайте!

сочетание

значение

пример

Не один

Ни один

много

никто

Он пришел на встречу не один

Ни один не пришел на встречу

Не раз

Ни разу

 

много раз

никогда

Я не раз встречал эту девушку

Я ни разу не встречал эту девушку

Немало

нимало

много

ничуть

Увидел я в жизни немало.

Он ответил, нимало не смущаясь

Вставьте пропущенные буквы, объясните написания.

  1. Она и угощение готовила, она и вокруг стойки чуть ли н_ бегом бегала. 2. Какой палец н_ поранишь, боль одинакова. 3. Мир так велик, что нет такого, чего бы н_ было. 4. Что такое знание? Н_ что иное, как описанный опыт 5. Н_ солнце, н_ смерть нельзя разглядывать в упор. 6. Человек, знающий сто ремесел, н_ знает н_ одного. 7. Н_ останутся н_ замеченными людьми доблесть и великодушие. 8. Чего-чего н_шепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких н_ нашелестит ласковых слов, чудных сказов! 9. Я н_ раз ходил на охоту, но н_ разу н_ вернулся с добычей. 10. В каком бы я н_ был далеком краю, какой бы н_ шел стороной, я вижу родную столицу мою. 11. Н_ одна береза еще н_ распустила своих листьев. 12. Я земной шар чуть н_ весь обошел, и жизнь хороша, и жить хорошо!

24. 04.  Проверочная работа по теме "Частица"

28. 04. выполнить проверочную работу

27. 04. Написать сочинение по репродукции картины В. Г.  Никонова "Первая зелень" (упр.361 стр. 253)

29. 04.  Междометия. 1. Посмотрите весёлый мультфильм «ОХ и АХ» https://www.youtube.com/watch?v=PgoZd3i3CUE  2. Посмотрите  видеоурок по теме «Понятие о междометии»: https://www.youtube.com/watch?v=jMuyUEvEQRw    3. Прочитайте §41, выполните  упражнение 366.

30. 04. Производные и непроизводные междометия.  (Учебник стр. 259, 260 ).

По происхождению междометия делятся на

  • непроизводные,
  • производные.

Непроизводные междометия не соотносятся со словами других частей речи: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы, ай-ай-ай, ого-го.
Производными называются междометия,

  • образованные от слов других частей речи:
    • глаголов: здравствуйте, прощайте, подумаешь;
    • существительных: батюшки, караул, господи;
    • наречий: довольно, полно, как же;
    • местоимений: то-то же;
  • заимствованные из других языков: алло, браво, бис, капут.

Выполнить задание: списать, расставить  знаки препинания, подчеркнуть междометия, указать их вид.
О погляди,как та звезда горит горит,и потухает
Чу там вдали неожиданно слышится тонко взывающий рог.
Ах как,хорошо мы научились говорить. Ах как,плохо мы научились слушать.
Эй откликнись кто идет?
Увы печальна и бледна похвал не слушает она.
Чу где-то высоко в небе послышался негромкий, протяжный звук.
Псари кричат Ахти ребята вор!
Ах злые,языки страшнее пистолета.
Эх как бы надо учить тебя!
Но погоняет извозчик лошадь

05. 05. Индивидуальное обучение:   учебник стр. 261, упражнение 369.  

06. 05. Знаки препинания при междометиях.

Слова, выражающие чувства, не выступают в качестве членов предложений, но иногда могут замещать их. В таком случае они подчёркиваются в зависимости от занимаемой позиции. Например:

  • Где-то вдали послышалось протяжное «ох». – В этом случае «ох» стоит на месте подлежащего и подчёркивается одной линией.
  • Ай да молодец! – В предложении «ай да» замещает прилагательное и выступает в роли определения, подчёркивается волнистой линией.

На письме данная часть речи всегда выделяется знаками препинания. Существует ряд правил употребления разделительных знаков при данной части речи.

Таблица «Правила пунктуации при междометиях»

Знак препинания

Правило

Пример

,

выделяются слова, сказанные с обычной интонацией Эх, отпуск теперь не скоро будет

!

ставится после слов сказанных с повышенной, восторженной интонацией, а также после побудительных междометий Брысь! Я сказал!; Ура! Мы победили!

!/…

ставится в словах-предложениях Да… – задумался Василий. Ура!… – кричали все вокруг.

Иногда данную часть речи путают с частицами, которые не выделяются на письме знаками препинания.

07. 05.  Употребление междометий в речи.  Правило в учебнике стр. 261, упражнение 369.                                          08. 05.  Звукоподражательные слова. их отличие от междометий. можно воспользоваться материалом учебника §42, стр. 263- 264.     Можно посмотреть видеоурок:  watch?v=n4NQ_96c9Ik;

или прочитать этот материал:

По внешнему виду, грамматическим значениям и синтаксическим функциям звукоподражательные слова сближаются с междометиями, условно воспроизводя крики, звуки, шумы живых существ, природы: кис-кис, хрю-хрю, кря-кря, кап-кап, буль-буль, чив-чив, ку- ка- ре- ку и другие, отличаясь от междометий тем, что не выражают ни чувств, ни волеизъявлений, то они используются лишь как экспрессивно-стилистическое средство отображения действительности.

Слова по своему звуковому оформлению являются воспроизведением рефлективных восклицаний людей, звуков и криков, издаваемых животными, птицами, звуков явлений природы, звуков, издаваемых предметами, они являются звукоподражательными словами, например: мяу-мяу, гав-гав, ква-ква, ку-ку, тик-так, трах-татах.

Звукоподражательные слова широко употребляются в разговорной речи. Сами по себе они не выражают ни чувств, ни настроений, ни побуждений, а лишь передают различные звуки окружающего мира. К звукоподражательным словам относятся все слова, являющиеся условным воспроизведением крика птиц: га-га (гуся), кря-кря (утки), ку-ку (кукушки), курлы-курлы (журавля), чик-чирик (воробья) и т.д.; животных: гав-гав (собаки), ква-ква (лягушки), мяу-мяу (кошки), му-у (коровы), бе-е (овец) и т.д.; воспроизведением каких-либо шумов природы или определенных действий, происходящих в результате деятельности людей: трах-тах-тах (раскаты грома), у-у-у (завывание вьюги), динь-динь (звук, издаваемый колокольчиком) и т.д. Чувства и настроения может создать лишь интонация, с которой звукоподражания произносятся, например: Журавлям хорошо: поднялся повыше и лети – курлы-курлы-курлы.

Общепринятые звукоподражания имеют постоянный фонемный состав: мяу (о кошке),кря-кря (об утках);  гав-гав (о собаке); кукареку (о петухе); хрю-хрю  (о свинье). Благодаря этому они одинаково понимаются всем коллективом говорящих на русском языке. Такие звукоподражания выступают в языке как полноценные слова, являющиеся по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков.

Звуковая оформленность, звуковая мотивированность лексического значения – специфическая черта звукоподражаний.

Звукоподражательные слова обычно выступают в роли различных членов предложения, например: Бокал сказал «дзинь!» и разбился. (Дзинь!» - дополнение.) А щука бух в воду! (Бух – сказуемое.) Ночью на болоте слышно только лягушачье ква-ква. (Ква – подлежащее.)

Письменно выполнить упражнение 373 (1- 9).

12. 05.  Индивидуальное обучение: упражнение 373 (1- 9).

13. 05. Повторение и обобщение изученного.  Выполните задания:

1. УКАЖИТЕ, КАКИМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА В ТЕКСТЕ Сердцеведением и мудрым знанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное умно-худощавое слово, немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово. 

2. КАКИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ НЕТ В ДАННОМ ТЕКСТЕ?     Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?  Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!