Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя Средняя общеобразовательная школа №49

Адрес299058, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, ул. Бориса Михайлова, дом 9

Контакты администрации +7(8692)42-60-35 gboushkola49@sev.gov.ru

Русский язык

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно.  4 раза в неделю (вторник, среда, четверг, пятница) будут публиковаться материалы для изучения темы, а также задания для самостоятельного решения. Прошу присылать ответы на домашние задания на мой адрес электронной почты nimetsludmila@gmail.com. Чтобы решение не потерялось, указывайте в теме письма класс и фамилию ученика. 

Проверочные работы будут доступны на платформе ЯКласс

 

 

07. 04. Обособленные обстоятельства. §40. Выучить правила. выполнить упражнение 117. 

08. 04. Обособленные дополнения. §41. выучить правила, выполнить упражнение 124.

Внеурочное занятие по русскому языку.    1.  Составить по 3 предложения с разными видами сказуемых (ПГС, СГС, СИС). 2.  Составить и записать предложения с однородными членами, чтобы однородные члены были выражены подлежащим, сказуемым, дополнением, определением, обстоятельством. 3. Привести примеры на все правила написания обобщающих слов при однородных членах предложения. Свой выбор аргументировать.

09. 04. Уточняющие члены предложения. выучить материал §42. Выполнить упражнение 130 (1-6 ).

10. 04. Вводные слова и конструкции, знаки препинания при них.  § 43, упражнение 135 (1- 4)

14. 04. Повторить материал § 43, правила выучить, выполнить упражнение (переписать, расставить знаки препинания).

1. Правда припадки сумасшествия уже не возобновлялись но силы Дубровского приметно ослабевали (П.). 2. Я разумеется обошелся весьма бережно со стариком (Т.). 3. На другой день к обеду действительно все сборы были кончены (Акс.). 4. Дядя Ерошка разговаривал с Марьянкой видимо о своих делах (Л. Т.). 5. Глазами кажется хотел бы всех он съесть (Кр.). 6. На что бы казалось нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий? (Г.). 7. Бурмистр должно быть в Перове подгулял (Т.). 8. Сказать правду спасенный не понравился Морозке с первого взгляда (Фад.). 9. Как видно и здесь Гаврик был свой человек (Кат.). 10. В непосредственной близости от берега советский катер пожалуй был защищен самими скалами от огня фашистских береговых батарей (Сим.).

 

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРИСЫЛАТЬ ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ. ВСЕ РАБОТЫ ПРОВЕРЯЮТСЯ И ОЦЕНИВАЮТСЯ!

15. 04.  Обращение и знаки препинания при нём. Прочитать § 44, выполнить упражнение 145. Выполнить работу на платформе ЯКласс.

Внеурочное занятие по русскому языку.  Повторить виды односоставных предложений.  Записать самостоятельные примеры личных предложений: а) определённо- личных; б) неопределённо- личных; в) обобщённо- личных.

16. 04. Обращение и знаки препинания при нём. Повторить материал § 34, § 44, выполнить упражнение 143 (1- 7).  Выполнить работу на платформе ЯКласс.

17. 04. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

Повторить § 26

21. 04.Обращение и знаки препинания при нём.  § 44. Повторить §27. Выполнить упражнение 146.

22. 04. Вводные слова и конструкции, знаки препинания при них. Обращение и знаки препинания при нём (повторение темы)

Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем. Это задание он сделает должно быть в §. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами!  К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

Внеурочное занятие по русскому языку. Повторить безличные и назывные предложения, привести примеры, графически доказать, что это безличные ( с одним главным членом - сказуемым) или назывные (с одним главным членом - подлежащим) предложения. Повторить типы речи.

23. 04.  Повторить§§ 26- 30, привести по 2 примера предложений каждого вида;  Стр. 135 (Повторяем орфографию)

24. 04 Повторить § 15( 1 часть ), выполнить упражнение 196.

28. 04. Повторить сведения о словосочетании. Определить тип связи слов в словосочетаниях. С двумя словосочетаниями придумать такие предложения, чтобы в них союз «И» связывал однородные сказуемые.

Глиня(н-нн)ая миска, миска из глины, сделали из глины, хорошо сделали, мастер сделал, ребенок плач..т, горько плач..т, детский плач(?), сумка с продуктами, совсем (не)красивый, буханка хлеба, из хлебного магазина, над синим морем, пчела жужжит, дружу с тобой, две кошки, поднимись (на)верх, посмотрел сюда, очень грустный, гроза закончилась, в книжке с картинками, однажды победил, приду вечером, одинокого паруса, крапива у забора, ветр(е-я)(н-нн)ая мельница, друзья по(с-сс)орились, еще не созревший, чашка с молоком, смотрю телевизор, солнечный луч(?), луч(?) солнца.

29. 04.  Повторение изученного в 8 классе. повторить §§ 12,13, план синтаксического разбора простого предложения (стр.133- 134),  план фонетического разбора (стр 161).  Записать предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложений. Выполнить фонетический разбор двух слов (по самостоятельному выбору):

Это был гр_мадный лес т_нувш_ийся на десятки верст (в)верх и (в)низ по реке. Это была глух_ сторона мало посещаем_ людьми и здесь(то) и было настоящее раздолье для всякого зверя и птицы. Жизнь к_пела в лесу (не)омраче(н,нн)ая пр_шествием человека.
(Редко)редко разд_вался в лесах этот выстрел а когда разд_вался то звонко ра_кат_вался по холмам и возвр_щался уже послабевш_м и протяжн_м.

Внеурочное занятие по русскому языку. 

Найти и выделить обращения. Подписать, какими частями речи они выражены. Расставить знаки препинания. Обратите внимание на 2 и 6 предложения. Как называется литературный прием, использованный автором? Нарисовать три схемы предложений с обращениями, стоящими в разных положениях.

1.Мой друг хранитель-ангел мой о с которой нет сравненья люблю тебя дышу тобой; но где же страсти выраженья?

2.Озарился дол туманный; расступился мрак густой; где найду исход желанный?

3.Откуда ты эфира житель? Скажи нежданный гость небес какой эфир тебя занес в мою печальную обитель?

4.Скажи ж любимый друг природы все те же ль неба красоты?

5.Добро пожаловать певец товарищ-друг хотя и льстец в смиренную обитель брата…

6.Ручей виющийся по светлому песку как тихая твоя гармония приятна!

30. 04. Повторение изученного в 8 классе. Повторить §§ 16 - 18, выполнить задания:                                                Определите типы сказуемых в данных предложениях.                                                                                                           1. Я буду ласковый послушник, а ты — разгульная жена. (С.Есенин)

2. Буран не месяц будет месть. (Б.Пастернак)

3. Будем биться вдвоем, до потери сознания, о крутые пороги восторгов и мук. (В.Ильина)

4. Даже когда изгладится самый последний след, будет Большая Медведица лить свой суровый свет. (А. Щукин)

5. Если вдруг на дворе будет дождь и слякоть, мы, готовя уроки, хотим не плакать. (И.Бродский)

6. Соловей будет петь нам в зеленой чаще. Мы не будем думать о смерти чаще, чем ворона в виду огородных пугал. (И.Бродский)

  • Найдите в предложениях составные именные сказуемые с нулевыми связками. Определите, чем выражены именные части в этих сказуемых (надпишите сверху).  У него маленькая змеиная голова. Уши мелки и неподвижны. Грудные мускулы развиты до предела. Ноги тонкие, сильные, бабки безупречны, копыта обточены, как речной голыш. Зад чуть висловат, хвост мочалист. Он — кровный донец. Мало того: он очень высоких кровей, в жилах его ни капли иномеси, и порода видна во всем. Кличка его Мальбрук. (М.Шолохов)

06. 05.  Повторение изученного в 8 классе. Повторить §§ 16 - 19, выполнить задания:   

Задание 1. Распределить предложения в два столбика с тире и без тире, подчеркните грамматическую основу, указать, чем выражены подлежащие и сказуемые.

Дополнительное задание: синтаксический разбор выделенного предложения.

  1. Простота есть необходимое условие прекрасного. (Л. Толстой)

  2. Глаза будто вишни.

  3. Дело художника рождать радость. (К. Паустовский)

  4. Хороший вкус -это прежде всего чувство меры (К. Паустовский)

  5. Очень важное проявление вежливости поздороваться первым.

  6. Облака как причудливые замки.

  7. Старость не радость.

  8. Жизнь прекрасна и удивительна!

Задание 2. Перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире. Чем выражены подлежащее и сказуемое (надписать над словом)? 

  1. Дедушка стал моим лучшим другом.

  2. С детских лет путешествия были моим любимым увлечением.

  3. Поверхность озера словно прозрачное стекло.

  4. Дубровский был мстителем за поруганную семейную честь.

  5. Маяковский словно первая скрипка среди футуристов.

Внеурочное занятие по русскому языку. 

Напишите предложения, раскрывающие значение данных ниже слов. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю.

Образец: Космонавтика-наука о полётах в межпланетное пространство.

Экскаватор, эскалатор, ветеринарветеран, орден, ордер, штемпель, бетон, бидон, компания, кампания, квартал, окончание, недоумение, айсберг, жернов.

Составьте предложения, использовав данные слова в качестве главных членов. Запишите предложения и сделайте их синтаксический  разбор.

Заниматься спортом, укреплять; коллекционировать, занятие; долг, помогать; читать, полезно; заботиться, обязанность; спать, терять; путешествовать, интересно.

07. 05. Повторение изученного. Повторить §21, выполнить упражнения:

Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения. Перепишите, подчеркивая их, и вставьте, где нужно, запятые.

1) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света (Шолохов). 2) Вдали виднелась небольшая березовая роща (Тургенев). 3) На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми огнями (Короленко). 4) Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 5) Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 6) Молодая осина дрожала над головой лимонными нежными листьями (Паустовский). 7) Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой (Чехов).

Выпишите сначала предложения с однородными, а затем – с неоднородными определениями.

1) Нивы печальные, снегом покрытые. 2) Её желание – видеть жизнь свободной, разумной, красивой. 3) У девушки была длинная чёрная коса. 4) Река уходила в золотые, синие от осени леса. 5) На ней было платье цвета золотистой луковой шелухи. 6) Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль.

08. 05.  Повторение изученного. Повторить §22, выполнить упражнения

Упражнение 1. Составьте и запишите предложения со словами: Марья-искусница, лётчик-испытатель, старец-летописец, сын-отличник, город-герой.    Подчеркните приложения.

Упражнение 2.  Найдите в предложениях приложения. Вставьте пропущенные дефисы.

Он искал телефон автомат. Чижа захлопнула злодейка западня. Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку и не давал ему ни отдыху, ни сроку. Попрыгунья стрекоза лето красное пропело. Судно весело бежит мимо острова Буяна, к царству славного Салтана. Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл – и вот сама идет волшебница зима. Хороша наша губерния, славен город Кострома. Мороз воевода дозором обходит владенья свои. Уходи, зима седая! Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горней вышины.

12. 05.  Написать сочинение- рассуждение по данному началу:  Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Всё, что дают тебе отец и мать, - это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери – хорошие дети. А что значит быть хорошим сыном или дочерью? Привести в доказательство 1- 2 примера из художественной литературы.

13. 05. Повторение изученного. 

Задание №1.  Перестроить предложения с двумя главными членами в односоставные, используя сказуемые, данные в справке.

1) С каждым днём рассвет наступает всё раньше. 2) По утрам ещё бывает мороз. 3) Но днём вдруг так и пахнёт тёплый ветер. 4) В выходной день никто не хочет сидеть дома. 5) Люди тянутся в парк, за город, ближе к природе. 6) Все веселы, все радостны.

Д л я с п р а в о к: светает, подмораживает, пахнёт (ч е м?), не сидится (к о м у?), тянет (к о г о?), весело, радостно.

Задание №2. Определите виды предложений по строению грамматической основы (двусоставные, односоставные). — В левый столбик запишите двусоставные предложения, а в правый — односоставные.

(1)Полк наступал в горах вдоль северного берега Дуная. (2)Безлюдный край. (3)Голые вершины сопок. (4)Тёмные массивы лесов. (5)Ущелья.(6) Пропасти. (7)Размытые проливным дождём дороги. (8)Бешеные пенистые потоки, разбухавшие с каждым часом. (9)Противник откатывался через горы за Дунай. (По О. Гончаренко_)

Задание № 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки Подчеркните главный член и определите, чем он выражен. Укажите вид односоставных предложений.

Уж ра-свело. Было душно. Пахло ар-матным сухим сеном. Негреба пополз к кустам и нашёл товарища, ране(н,нн)ого осколками мины. Метрах в трёхстах в-днелась балка. В ней можно было бы отлично держат(?)ся. Но Негребе нельзя было оставить т-жело ране(н,нн)ого товарища. Он посмотрел прямо на л-жбину, откуда должны были появит(?)ся враги. И уже хотелось  что(бы) это было скорее. Ему к-залось  что нервов у него (не) хватит и он один поп-лзёт к балке. Из л-жбинки затр-щали выстрелы и выск-чило больше десятка врагов. Пр-шлось залечь. Во рту пересохло, но воды (не) было (не,ни) капли. С патронами было плохо. Патроны надо было беречь. Предстояло отбиват(?)ся только гранатами. (По Л. Соболеву)

внеурочное занятие .

1.        В каком ряду в словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..падать к  земле,  пр..нести,  пр..ломить;
  2. с..ехал,   обез..яний,   транс..европейский;
  3. пр..родина,   пр..язык,   пр..говориться;
  4. небез..звестный,   под..грать,   вз..скать.

2.        В каком ряду на месте пропуска в обоих словах пишется ю?

  1. люб..щий читать,  травы стел..тся;
  2. мел..щий зерно,  пастухи гон..т стада;
  3. дремл..щий кот, землекопы  ро..т котлован;
  4. дыш..щий жабрами, таможенники проверя..т  документы.

3.       Найди четвертое лишнее:

  1. а)        умирать, умер, примерял, мертвец;
  2. б)        пловец, пловчиха, плов, плавать;
  3. в)        прикоснуться, касаться, косой, прикосновение;
  4. г)        прилагательное, предположить, полог, ложбина.

 4. Раскройте скобки и распределите слова на 2 столбика. 

(Пол)яблока, (пол)Европы, (полу)сфера, (пол)лимона, (полу)шарие, (полу)кеды, (пол)огурца, (полу)годие, (пол)Москвы, (пол)день, (пол)килограмма, (пол)арбуза, (пол)сотни, (пол)ложки, (пол)часа, (пол)ночь, (пол)мира, (пол)одиннадцатого.

5.  Определите, сколько корней входит в состав предложенных слов. 

Термогидродинамика, стопятидесятиэтажный, водолечебница, веломотоспорт, банно – прачечный, сорокаградусный, электросоковыжималка. 

14. 05. Повторение

Спишите текст. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

СКВОРЕЦ

Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса!
Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа.
(К. Паустовский.)

Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их в следующем порядке:

а) с однородными членами, выражающими соединительные (перечислительные) значения;
б) с однородными членами, выражающими разделительные (взаимоисключение, чередование) значения;
в) с однородными членами, выражающими противительные (противопоставление, сопоставление) значения.
1. [О, О, О].
2. [О, О и О].
3. [О, но О].
4. [О или О].
5. [Не только О, но и О].
6. [То О, то О].
7. [И О, и О, и О].

18. 05Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор.

В степи на равнине открытой курган одиноко стоит. Садик кроме дубов елей и кедров был наполнен фруктовыми деревьями. Известно что смерчи или водяные столбы разбивают корабли. Берега заросли высокими старыми в три обхвата деревьями. В глубоком ущелье меж каменных плит серебряный ключ одиноко звучит. Никто кроме тебя не сумеет выполнить эту работу. Зимой даже в лютый мороз некоторые ходят без шапки. Направо от нас у самого озера шумел высокий сосновый бор. Осенью во время ненастья лес имеет унылый вид. Тихо с боязнью она говорила ему что-то важное. Впереди у самой воды горел костёр.

Поставьте необходимые знаки препинания.

К несчастью моему никто не остался равнодушным. К несчастью проливные дожди затопили окрестные поля. Поход наш верно продлится ещё несколько дней. Я решил все задачи верно и самостоятельно. Удостоверение действительно до конца года. Маме действительно было трудно одной убирать квартиру. Видно нам не придётся посмотреть этот спектакль. Путешественники кажется сбились с дороги. Эта книга кажется мне очень интересной. Восстановление разрушенных зданий должно быть закончено до холодов. Я должно быть слегка заблудился.

19. 05.   

Найти и подчеркнуть однородные члены предложения. Расставить и объяснить запятые. Записать свои 5 примеров на правописание слов с ПОЛ и ПОЛУ.

  1. (Пол)лета и (пол)осени мы провели в деревне гуляя по лесу и купаясь в речке. 2. В продаже имелись и красные и синие и зеленые ленты и Маринка (пол)часа стояла и у прилавка рассматривая их.3. Детям конечно же подарили шоколад и игрушки одежду и обувь.4. Всем детям подарили шоколад и игрушки и одежду. 5. Он об(?)ездил (пол)России но не нашел людей знающих что-либо об этом событии 6. Дул урага(н-нн)ый ветер но люди и животные упорно продв..гались вперед. 7. На работу вышло только (пол)отряда. Работали медле(н-нн)о но хорошо. 8. Горы и долины реки и озера вы ребята будете изучать на уроках географии. 9. В сундуке ее хранились и (полу)шубок и пальто и меховые шапки. 10. Мы купили не только шерстя(н-нн)ые но и ш..лковые ткани.

20.  05.  Запишите, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы.

После многодневной (не)прекращающ..йся осады весна в..рвалась в город. Рушились подточе(нн,н)ые солнцем снежные в..лы и креп..ст..  в..здвигнутые реб..тишками а в лужах терпели бед..ствие бумажные фл..тилии дымил..сь еще (не)очищенные от снега скаты (темно)синих крыш. Грачи словн.. минеры озабоче(н,нн)о прощуп..вали длинными белыми носами (не)ста..вший снег.  Зима отступила в сады укрыл..сь за сараями и заборами и только по ночам осмел..валась на вылазки  перехват..вала морозцем руч..и.  Под всеми крышами б..рабанила капель во всех дворах зв..нели детские голоса а над домами и дворами над улицами и пер..крестками выпис..вали вираж.. грачи (не)смолкавшие н.. на минуту. За городом уже п..стрел.. от пр..талин. Ч..рнели гребни прошл..годней п..хоты бурели пролысины старой травы. Солнце плавил.. остатки снега.. и воздух зв..нел от стекля(н,нн)ого ш..роха бе(с,сс)четного множ..ства подта..вавших льдинок от стекающ..й капля за каплей где(то) в тайниках сугробов талой воды. (По Е.  Носову).

Замените  фразеологизм словом:

• не в бровь , а в глаз; 
• как снег на голову; 
• яблоку негде упасть; 
• стреляный воробей; 
• ни одной сухой нитки; 
• держать язык за зубами; 
• возносить до небес; 
• водить вокруг пальца; 
• намять бока; 
• рассеиваться как дым.

Внеурочное занятие.  Из букв, входящих в слово «грамотей», нужно составить как можно больше слов разных частей речи, учитывая, что буквы не должны повторяться.

  1. В каждом из рядов вычеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным:

Портфель, карандаш, ручка, фломастер, мел.

Лес, волк, медведь, корова, заяц.

Дорога, улица, шоссе, тротуар, пол.

Кошка, письмо, полотенце, слива, быстрый.

Стол, комната, садовая скамейка, стул, книжный шкаф.

Лес, волк, медведь, корова, заяц.

2. Замените  одну букву в слове другой, чтобы получилось новое слово:

Мир-   ___________________

Бак - ____________________

Кость - __________________

Жир - ___________________

Голос - __________________

3.Добавьте  по одной букве, чтобы получились новые слова:

 _оса                    ___оса

___раб                  ___вал

___рак                  ___рак

___рис                 ___ель

___лот                  ___лот